О фамилии Новик

Новиками в России XVI—XVII вв. называли молодых дворян и бояр, достигших пятнадцатилетнего возраста, но еще не записанных на военную службу. В этом «звании» — новичков в своем деле — они обычно пребывали до 18 лет, после чего зачислялись в полк и переходили в разряд служилых людей. Позже слово «новик» стали употреблять в более широком смысле, так называли нечто новое, сделанное впервые, чего ранее не существовало.

Таким образом, слово «новик» от начала было военным термином. Свою известность это слово приобрело благодаря его использовании в Российском флоте в качестве имени для целого ряда кораблей, некоторые из которых сыграли очень важную в различных сражениях.

Первый корабль, который носил имя «Новик», не получил особой известности. Это был 11-пушечный корвет, водоизмещением 903 т с паровой машиной и парусной оснасткой одновременно, спущенный на воду в 1856 году. Корвет был построен в Петербурге на Охтинской верфи в 1856 г. В составе эскадры винтовых кораблей «Воевода», «Боярин» и клиперов «Пластун», «Джигит» принял участие в кругосветном плавании. В сентябре 1861 г. корвет «Новик» отправился в новое длительное плавание, оказавшееся для него последним. 14 сентября 1868 г., попав в туман у берегов Северной Америки в районе Сан-Франциско, корвет сел на камни и затонул.  

Во флоте более известен легендарный крейсер «Новик», построенный в 1898-1901 году рамках программы «для нужд Дальнего Востока». Крейсер, водоизмещением 3000 тонн, был спроектирован российскими инженерами и построен германской фирмой «Шихау», для разведки и защиты от нападения неприятельских миноносцев во время русско-японской войны[1].


«Новик» был одним из немногих кораблей, прорвавшихся 10 августа 1904 года из Порт-Артура. Остальные корабли, участвовавшие в сражении, затонули. Уже в Тихом океане после боя с японским крейсером «Цусима»  было принято решение о затоплении крейсера.


Корреспондент лондонской „Таймс" в Токио писал: “Едва ли какое другое событие в течение этой весны привлекло к себе в Японии больше внимания, чем судьба “Новика”. Маленький крейсер беспримерными подвигами завоевал сердца своих противников. Начиная с первого морского боя 27 января, когда он отважно вышел из рядов своих более могучих товарищей и устремился на японскую эскадру, “Новик” под командой Н. О. Эссена отличался по меньшей мере шесть раз. При этом он ни разу не понес сколько-нибудь серьезных повреждений. Он казался как бы заколдованным! И не раз японские моряки благословляли судьбу, что им приходится иметь дело только с одним “Новиком” — иначе вся судьба морской кампании могла быть совершенно иною...”.

После окончания войны 5 сентября 1905 года, уже 16 июля следующего года японцы подняли корабль и ввели в состав своего флота под названием “Сутзуя”. Разрушенное взрывом первое кочегарное отделение восстанавливать не стали, сняли лишь котлы и первую трубу (позднее японцы использовали ее, якорные цепи и остатки 47-мм орудий для памятника новиковцам) и над боевой рубкой соорудили ходовую. В списках флота крейсер числился до 1913 года, после чего его сдали на слом.

В честь крейсера на Сахалине названы поселок Новиково, мыс Новик, гора Новик и река Новиковка. Имя “Новик” получил остров в архипелаге Северная Земля; остров Менц-Сари в Выборгском заливе, на котором еще сохранилось старинное кладбище моряков, теперь переименовали в Новик. Дворец культуры в Выборге стал обладателем картины художника В. С. Пахомова “Крейсер “Новик” в Порт-Артуре”.

В начале 1910-х годов в России строился первый турбинный эсминец, скорость которого была более 37 узлов, и командующий флотом Балтийского моря вице-адмирал Н. О. Эссен (бывший капитан крейсера «Новик») предложил назвать его «Новик», в честь его великого предшественника. 8 марта 1911 года Николай II согласился с этим. Эскадерный миноносец был действительно последним словом техники. Благодаря турбинным двигателям корабль установил новый мировой рекорд скорости.

Немецкая газета «Фремден Блат» за 28 августа 1913 г.: «Эскадренный миноносец „Новик", который, как известно, на прошлой неделе, развив скорость 37,3 уз, превзошел все достигнутые судами до сих пор скорости, окончил теперь также и предписанное русским Морским ведомством 6-часовое испытание. Скорость, предписанная для этого испытания, составляла 36 уз и была судном не только достигнута, но значительно превышена в продолжение последних 3 ч до 36,8 уз. Такой успех высоко оценивается в кругах специалистов, тем более что на миноносных судах, как известно, весьма трудно соединить с чрезвычайно легкой конструкцией одновременно большую прочность и надежность в действии. Проверка всех установок после 6-часового испытания выяснила их превосходное состояние, и судно выйдет в субботу на этой неделе в отечественные воды».


                «Новик» стал первым кораблем серии из 53 единиц, одним из лучших кораблей этого класса периода Первой мировой войны. Именно «Новик» положил начало строительству эскадренных миноносцев нового типа во всех флотах мира. Он очень хорошо зарекомендовал себя в ходе первой мировой войны. Это был первый эсминец российской постройки, котлы которого работали на жидком топливе вместо использовавшегося раньше угля[2]. Все корабли этой серии получили неофициальное имя – «новики»[3]. «Новики», по мнению большинства экспертов, «воплощали в себе все лучшие качества - высокую скорость, маневренность, сильное артиллерийское и торпедное вооружение, а также строгую красоту классических форм, так радующую глаз моряка». «Новики» были хорошо известны во многих черноморских портах страны, а также в Турции, Греции и Италии. На черноморских «новиках» до Второй мировой войны испытывали новые образцы вооружения. Согласно действовавшим правилам, «новики» имели отличительные марки (горизонтальные полосы) красного цвета, нанесенные на дымовые трубы.  Во время Великой Отечественной войны «новики» ставили мины, конвоировали транспорты, перевозили войска и раненых, высаживали десанты и поддерживали свои войска артиллерийским огнем. А главную угрозу для них представляли береговая артиллерия, авиация, подводные лодки и торпедные катера противника.

Самый главный эсминец, собственно говоря «Новик», находился на службе до 28 августа 1941 года, пока 28 августа 1941 не подорвался на подводной мине у острова Мохни при прорыве кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт.

Почти все «новики» были уничтожены во время Второй Мировой войны. Те, которые пережили, были либо модернизированы либо позже отправлены на слом. К сожалению, средств и воли для сохранения в качестве корабля-памятника или музея хотя бы одного “новика” ни у кого из тогдашних политиков и флотоводцев не нашлось. Единственным своеобразным памятником этим кораблям остаются 102-мм орудия эсминца “Фрунзе”, поднятые в 70-х годах с затопленного корабля и установленные на площадках Музея истории судостроения и флота в Николаеве и краеведческого музея в Очакове.

Продолжая эту традицию, в 1997 году Калининградский судостроительный завод "Янтарь" заложил корабль XXI века - многоцелевой сторожевой корабль "Новик". Однако этот проект был заморожен в 2006 году.

По инициативе выборгских судостроителей в 50-е годы в честь и в память этих прославленных кораблей Российского флота и получил свое имя Новик небольшой островок в северо-западной части Транзундского рейда, носивший ранее имя Менц-Саари. И на нем, на о.Новик, находится старинное военно-морское кладбище - Морской некрополь, до недавнего времени заброшенное и варварски разграбленное, а сейчас восстановленое и ухоженное.





Далеко не все еще известно о фамилии Новик и об истоках ее происхождения. В норвежских телефонных каталогах есть по крайней мере 37 человек-норвежцев, которые носят фамилию Новик. Есть и небольшой поселок в северной Норвегии с этим именем. Слово "вик" по норвежски значит залив. А поэтому слов и особенно названий городов с похожим окончанием в Норвегии много: Ларвик, Ёвик, Нарвик, Хёвик, Нурвик и т.д.







[1] http://www.battleships.spb.ru/Novik/index.html

[2]В январе 1923 года получил новое название «Яков Свердлов» в честь советского государственного и партийного деятеля Якова Михайловича Свердлова.

[3] http://www.navycollection.narod.ru/library/novik/contents.html

 

wwjd.ru: Христианская поисковая система.
Сделать бесплатный сайт с uCoz