Борьба с Грехом                                                     

Введение

Контекстная среда

Оправдание Павлом закона

Главное действующее лицо

Механизм влияния закона на грех.

Борьба плоти и внутреннего человека.

Победа над грехом

Эпилог.

Заключение

Библиография

Введение

Борьба с грехом и с греховной человеческой природой – это то, через что проходит каждый из нас. Однако разные люди имеют разные результаты в этой борьбе. Кто-то живет жизнью полной побед и свободы во Христе, а кто-то по-прежнему, влачит свое существование, оставаясь рабом плоти и исполняя ее желания. При этом и те, и другие считают себя христианами.

В чем же секрет победной жизни? Начиная рассматривать вопрос борьбы с грехом на основании послания к Римлянам 7:7-25, я и не подозревал, что тема окажется столь интересной. Честно  говоря, раньше мне многое было не понятно в этом отрывке. Конечно, нельзя сказать с полной уверенностью, что я или кто-то другой смогли до конца понять глубину, заложенную в этом послании. Но даже те великие истины, которые мне удалось рассмотреть, приводят в восхищение и открывают глаза на духовный мир. Я надеюсь, что чтение этой работы принесет вам благословение, как принесло благословение и мне во время исследования этого вопроса.                     П.Новик

 

Контекстная среда

Для более глубокого понимания вопроса, нам в первую очередь необходимо рассмотреть контекст исследуемого отрывка.

            Основной идеей послания к Римлянам, по мнению многих богословов, является вопрос оправдания по вере, а также метод оправдания и результат.[1] Все послание, образно, можно разделить на три части. В первой части послания (1-8гл.) апостол Павел делает акцент на учение о спасении по вере. Оправдание через дела закона при этом невозможно. Во второй части (9-11гл.) мы узнаем метод, которым Евангелие достигло язычников: ожесточение Израиля привело к тому, что открылась дверь спасения для язычников. Но в конце времен, когда войдет полное число язычников, Бог спасет и Израиль (Рим. 11:25-27). Третья часть послания (12-16гл.) – это практическое наставление верующих. Здесь описывается образ жизни истинного христианина и его взаимоотношения с другими верующими, часть из которых еще слабы в вере. Как жить так, чтобы не давать повода для соблазна другим – вот одно из направлений последней части этого письма.

            Но нас больше будет интересовать первая часть послания. В первых главах Павел показывает греховность человечества и неспособность оправдания перед Богом делами  закона. Дальше Павел говорит о важности оправдания. При этом он рассматривает такие темы как: мир с Богом, уверенность в будущем спасении, жизнь через Христа вместо смерти через Адама.  И дальше, в шестой главе, Павел переходит к проблеме греха. Он поднимает вопрос нашего отношения к греху: «Да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его». (Рим. 6:12)  Если мы умерли для греха, то теперь должны жить другой, праведной жизнью. Мы уже не рабы греха, но рабы праведности, и плод жизни нашей – святость, а конец – жизнь вечная. (Рим. 6:22)

В начале седьмой главы Павел говорит о власти закона над человеком. Причем власть закона, по его словам, распространяется на человека до тех пор, пока человек жив. Здесь же Павел проводит параллель между прочностью завета закона Моисеева и прочностью брачного завета. (Рим. 7:2) Освобождение от обязательств перед супругом допустимо только в том случае, если вторая сторона брачного союза мертва. Проводя такую аналогию между верностью в браке и верностью закону, Павел говорит о том, что освобождение от преданности закону может произойти только вследствие нашей смерти для него. (Рим. 7:1)   И ниже в шестом стихе Павел показывает то, что для христианина Нового завета просто немыслимо жить под властью закона. Павел пишет об освобождении от власти закона в прошедшем времени тем самым, показывая, что для истинных христиан Нового завета, жизнь по духу является нормой, а «жизнь по ветхой букве» - это прошедший этап.

Оправдание Павлом закона

Приступая непосредственно к предложенному отрывку послания необходимо заметить, что, несмотря на учение Павла о том, что мы умерли для закона и принадлежим «Воскресшему из мертвых», сам Павел не считает закон злым. Наоборот, Павел говорит о том, что «…закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12). Закон не может быть злым, поскольку исходил от святого, праведного и доброго Бога.  В других посланиях Павел говорит о законе как о страже и «детоводителе ко Христу». (Гал. 3:23-25) Павел сам иногда ссылается на постановления закона при описании тех или иных вопросов. (1Кор. 14:34, 15:56; 1Тим. 1:8-9)

Иллюзия осуждения Павлом закона, возникает потому, что Павел противопоставляет закон благодати Божьей. Доказывая преимущество благодати перед законом, Павел не говорит о том, что закон является злым, но говорит о том, что закон не в силах привести человека к оправданию. В противоположность закону, спасение по благодати является верным путем к оправданию перед Богом.

Главное действующее лицо

О ком пишет Павел, рассматривая вопрос борьбы с грехом в предложенном нам отрывке? Во-первых, Павел говорит о желании описываемого им человека исполнять закон. (Рим. 7:15,18,19) Кроме того, Павел говорит, что этот человек находит удовольствие в законе (Рим. 7:22). Подобные слова можно найти и у других авторов Библии, которые рисуют для нас образ человека стремящегося к праведности (1Пар. 29:18-19; Пс. 118:35,47,48). Все это в совокупности создает перед нами образ возрожденного человека, желающего исполнять волю Бога. Однако я далек от того, чтобы признать то, что Павел здесь говорит о своей собственной борьбе с грехом. Рассматривая стиль написания послания к Римлянам в целом, можно заметить, что Павел часто пользуется приемом примера отдельного человека или группы людей для объяснения какой-то истины. Например, во второй главе Павел пользуется местоимением «ты» для объяснения опасности осуждения и пренебрежения богатства благости (Рим. 2:1-10), а в шестой главе местоимение «мы» помогает нам понять вопрос освобождения от власти греха и смерти. Джон Р.У. Стотт, комментируя данный отрывок Писания, считает, что под местоимением «я» вполне можно подразумевать как Павла, так и Адама в Эдемском саду. Это же местоимение может относиться  и к Израилю на горе Синай, и даже к нам с вами сегодня[2].

Итак, речь в данном отрывке идет о человеке, который хочет исполнением закона достичь праведности перед Богом. Но на пути исполнения закона он сталкивается с всеобщей человеческой проблемой: «последовательной сменой этапов безгрешности, закона, греха и смерти»[3]. Каждый человек может в определенный период жизни находиться в положении незнания закона Божьего. Но после того как человеку открывается закон Божий, возникает конфликт между заповедью и греховной природой человека. Греховная природа оказывается сильнее добрых желаний сердца, и человек начинает поступать так, как этого хочет плоть. В результате жизнь по плоти приводит к смерти.

Механизм влияния закона на грех

            Мы говорили о том, что закон свят и добр по своей природе. Почему же возникает конфликт между плотской и духовной природой в человеке после появления закона. Сразу же нужно отметить что под термином «грех»[4] в данном отрывке, Павел подразумевает не конкретное действие вопреки заповеди закона, а греховную человеческую природу[5], постоянно стремящуюся поступать вопреки Божьей воле. Это видно из того, что, говоря о грехе, Павел связывает термин «грех» с ролью плоти (sarx) в человеческой греховности[6].

Далее он заявляет, что закон, своей заповедью провоцирует грех. «Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание…» ст.8  Установленная заповедь закона порождает в человеке желание нарушить это ограничение. Это подобно тому, как мама говорит своему ребенку: «Сынок не ходи, пожалуйста, на чердак». После таких слов обычно возникает небывалый интерес: что же такого особенного там на чердаке? Что произойдет, если я все-таки туда пойду? Почему я не имею право идти туда, куда хочу?  Возникший конфликт обычно подогревается сильным интересом и желанием, которое может перерасти в навязчивую идею. Также и человеческая гордость, не соглашаясь быть в подчинении у кого-либо, заставляет действовать ребенка вопреки «заповеди».

Описывая греховное состояние человечества, Апостол Иоанн говорит о том, что  «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:16). Таким образом, всю греховную природу человека можно охарактеризовать этими тремя составляющими: похотью плоти и очей и гордостью житейскою. Павел говорит: «я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай». (Рим. 7:7) Слово «желание» (επιθυμια), имеет следующее значение: сильное желание, похоть[7]. Согласно богословскому словарю слово похоть, подразумевает «сильное стремление или желание, зачастую имеющее сексуальную природу»[8]. Это выражение использовалось также и для описания желания народа израильского служить идолам, т.е. жить вопреки воли Бога[9]. Таким образом, заповедь пробуждает в человеке его греховную природу, проявляющуюся в желании поступить вопреки заповеди.

Греховная природа человека не становится более греховной, после появления заповеди, она становится более явной.[10] В связи с этим Павел пишет: «грех становится крайне грешен посредством заповеди». (Рим. 7:13) Заповедь  создает определенные границы, нарушение которых является грехом. Некоторые богословы, среди которых Джеймз Данн и Джон Цислер считают, что даже Адам и Ева в определенный момент истории не имели заповеди как таковой. Но появление заповеди «не есть от плодов дерева познания добра и зла», определило некоторые границы, нарушение которых должно было наказываться смертью[11]. Одна заповедь устанавливала одну границу, нарушать которую было нельзя. После грехопадения, Закон Моисея установил более чем одну заповедь для исполнения, а, следовательно, появилась больше ограничений и больше возможностей нарушить закон. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» - пишет Иаков в своем послании. (Иак. 2:10) Таким образом, создается картина невозможности оказаться правым перед Богом путем соблюдения закона т.к. плоть поднимает бунт, восставая против закона, и стремиться его нарушить.

Борьба плоти и внутреннего человека 

            Начиная с 14 ст. Павел раскрывает нам суть борьбы, проходящую в человеке. Рожденный свыше человек, имеет стремление к исполнению Божьей воли.          Он имеет желание делать добро (15ст.) и  находит удовольствие в законе Божьем (22ст.). Но на практике желания не совпадают с действительными поступками человека. Анализируя этот факт, Павел говорит, что вся причина в том, что «…я знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу»(18ст.). По мнению Джона Стотта, выражение «я знаю» в 18 ст. и «мы знаем» в 14ст. показывают констатацию Павлом факта того, что причиной противоречия между желанием и поступком является первородная греховность человека[12].

Павел говорит о том, что «…если  же делаю то, чего не хочу…», то, значит, греховная сущность сильнее во мне, чем сущность внутреннего человека. (22-23ст.) Такие фразы как «не понимаю, что делаю», «что ненавижу, то делаю» (15ст.) или «делаю то,  чего не хочу» (16,20ст.), показывают, что воля человека подчинена греховной природе его человеческого естества. Другими словами, я не могу исполнить закон, потому что каждый раз, когда я пытаюсь его исполнить, плоть противится. И так как она сильнее чем мой внутренний человек, то и все мои добрые порывы заглушаются противодействием «…закона греховного, находящегося в членах моих».(23ст.)

Двадцатый стих весьма категоричен: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». Этот стих не говорит о попытке Павла снять с себя ответственность за неправильное поведение. Скорее здесь идет противопоставление двух источников поступков человека: «я» - местоимение, характеризующее человека как личность, и «грех» - враг человеческой личности.

            Итак, две противодействующих силы: закон ума, который находит удовольствие в законе Божьем и «иной закон», господствующий в плоти человеческой который стремиться подчинить человека закону греховному (22-23ст.). При этом вторая сила парализует первую и не дает возможности человеку поступать в соответствии со своими внутренними желаниями сердца. Я не могу сделать то чего желаю, не могу исполнить закон, а, следовательно, не могу получить и оправдание, предлагаемое как результат исполнения закона.

Двадцать четвертый стих выражает вопль человека, который осознал безысходность своего положения перед Богом и понял тщетность попытки самостоятельной войны против собственной греховности. Человек не в силах самостоятельно что-то изменить и исполнение закона не дает победы над грехом. «Закон не несет никакой ответственности за наши грехи и не может дать нам спасения. Он с фатальной неизбежностью всякий раз оказывается ослабленным savrx, плотью»[13].

Победа над грехом

            Последний стих этой главы прерывает печальное повествование о тщетности войны с грехом человеческими усилиями и начинает новое повествование о жизни в победе. Выражение благодарности Богу в 25 стихе говорит о существовании надежды на жизнь в другом ключе. Этот возглас может подразумевать надежду на освобождение, но об этом будет сказано чуть позже. Заметьте, что после выражения благодарности Богу, следует, казалось бы, возвращение к прежней теме: «Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:25б). Однако последнее предложение рассматриваемой главы скорее похоже на резюме, чем на «возвращение на круги своя». И я бы сказал, что это заявление является трамплином в восьмую главу послания к Римлянам. Поскольку именно в начале восьмой главы идет логическая развязка всего вопроса о конфликте двух природ. Такого рода резюмирование помогает подчеркнуть тот вывод, который последует далее.

Эпилог

            Начиная восьмую главу, Павел употребляет слово „итак”. Это слово говорит о подведении какого-то итога, о суммировании чего-то изложенного ранее. 

            Следующее ключевое слово– это слово „теперь” (nun). Это слово подразумевает какие-то изменения, которые произошли в настоящий момент, какие-то отличия того, что есть сейчас от того, что было ранее. Если раньше человек старался исполнить закон, безуспешно правда, то сейчас появляется какое-то новое средство достижения праведности. Об этом и говорит выражение «нет ныне никакого осуждения». (Ouvde.n nu/n kata,krima) И второй стих говорит о том, что «закон духа жизни во Христе Иисусе» освобождает человека от закона греха и смерти. Я становлюсь свободным от закона греха т.к. Бог послал Сына Своего и осудил грех во плоти. Слово «осудил» означает – вынес приговор, приговорил.

            Таким образом, теперь победа над грехом возможна, но не благодаря стремлению исполнить закон, а благодаря смерти Иисуса Христа и свободе, которую Он дает каждому даром.

Заключение

            Завершая рассуждение о борьбе человека с грехом, хочется подвести небольшой итог. Итак, борьба плоти и внутреннего человека продолжается до сего дня. Как во времена Апостола Павла, так и в наши дни «они друг другу противятся». Эту борьбу невозможно выиграть никакими человеческими усилиями. Какой большой бы ни была сила воли, и каким бы большим ни было желание поступать правильно, греховный закон оказывается сильнее. И он диктует свои правила. Как же быть, оставаться ли в состоянии «вечного неудачника» или есть альтернатива этому? Альтернатива есть, и она состоит в принятии благодати через веру.  Кровь Иисуса Христа дает победу над грехом (Рим. 7:25-8:3) и приводит нас к тому результату, к которому в идеале ведет закон – к оправданию.

            Закон не смог исполнить никто и никогда, кроме Иисуса. Принимая благодать, мы становимся через Него людьми, исполнившими закон. Людьми, которые получили оправдание перед Богом, благодаря жизни и смерти Иисуса Христа.

Библиография

Роджерс-младший Кл. Л., Роджерс III Кл. Л.., «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового завета».- С.П: Библия для всех, 2001.

Элуэлл Уолтер. «Евангельский словарь Библейского богословия».- С. П: Библия для всех, 2000.

Новый завет на греческом языке с подстрочным переводом.- Российское библейское общество: С. П,2001.

Вейсманом А.Д. «Греческо-русский словарь».- Москва, 1991.

Харчлаа Платон. «Толкование новозаветных посланий и книги Откровения».- SP Publications, Inc.,1983.

Стотт Дж.Р.У. «Послание к Римлянам». - С-П: Мирт,1999.

Генри Мэтью. «Толкование на книги Нового завета».Т.5.- Dutch Reformed Tract Society & Stichting Friendsstimme Nederland, 1999.

Гандри Роберт. «Обзор Нового завета».- С.П:Библия для всех, 2001.

Геце Бернард. «Библейский спутник».- Стокгольм: шестое издание, 1989.

Геллей Генри. «Библейский справочник».- С.П: Библия для всех, 2000.

«Предислови Мартина Лютера к посланию Св. Апостола Павла римлянам». Москва: Рашн Ресорсес Пресс «Триада», 1999.

«Новый Библейский комментарий».Т.3. Новый Завет. С. П: Мирт,2001.

Компьютерная версия «Bible Quote 4.5»,2002.

Компьютерная версия «Bible Works 5.0».

Компьютерная версия «Russian Bible».

 



[1] Геце Бернард. «Библейский спутник», Стокгольм: шестое издание, 1989, стр.43.

[2] Стотт Джон Р.У. «Послание к Римлянам».,С. Петербург: Мирт,1999,стр. 254, абз. 2

[3] Там же стр.254, абз. 2

[4] aJmartiva - грех, прегрешение, преступление, провинность, проступок, греховность;

[5] Геллей Генри, «Библейский справочник», С.Петербург: Библия для всех,2000,стр.585.

[6] Стотт Джон стр.267

[7] Роджерс Клеон Л. «Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета», С.Петербург: Библия для всех, 2001, стр.530.

[8] Элуэлл Уолтер, «Евангельский словарь библейского богословия», С. Петербург: Библия для всех, 2000,стр. 779.

[9] Там же: Евангельский словарь библейского богословия, стр. 780.

[10] «Новый Библейский комментарий».С. Петербург: Мирт,2001, часть 3, Новый Завет, стр. 418.

[11] Стотт Джон Р.У. стр. 252

[12] Стотт Джон Р.У. стр.267

[13] Стотт Джон Р.У. стр.269

wwjd.ru: Христианская поисковая система.
Сделать бесплатный сайт с uCoz